Травмы на дороге

Удельный вес дорожно-транспортных травм не большой, но при этом вносит значительный вклад в «бремя болезней». Они часто становятся причиной стойкой утраты здоровья и инвалидности, основной внешней причиной смерти детей и подростков (более 20%).

Было изучено состояние детского дорожно-транспортного травматизма. С 2001 г. число пострадавших детей уменьшилось с 783 до 568, из них раненных - с 717 до 533, а погибших - с 66 до 32. Коэффициент тяжести последствий (число погибших на 100 пострадавших в ДТП) снизился с 8,4 до 6,2. Несмотря на снижение числа ДТП и пострадавших, риск травматизма (количество пострадавших на 100 ДТП с участием детей) тенденцию роста, риск не смертельного травматизма вырос с 95,2 до 98,2 на 100 ДТП.

Высокий риск смертельного травматизма при ДТП для детей отмечается в Минской области (13,2 на 100 ДТП с участием детей), а самый низкий - в г. Минске (1,4). На втором месте - Гомельская (9,4), затем - Гродненская (9,0), Брестская (8,8), Витебская (8,6) и Могилевская (8,6) области. Высокие коэффициенты тяжести пострадавших были в Минской области (12,2), Гомельской (8,7) и Гродненской (8,5) области, низкий - в г. Минске (1,3).

На тяжесть травматизма большое влияние оказывают такие факторы, как скорость, нахождение водителя в нетрезвом состоянии, и категория дороги, типовое состояние, погодные условия, а также время года и часы суток. Безответственность взрослых: употребление алкоголя, несоблюдение правил дорожного движения, особенно, скоростного режима, оставление детей без присмотра - часто стоят детям не только здоровье, но порой и жизни.

Рост числа ДТП с участием детей начинается с мая месяца и достигает максимума в июле-августе, с октября число ДТП снижается. В эти же число месяцев зарегистрировано и наибольшее число погибших в ДТП детей. С ноября по апрель отмечается снижение частоты ДТП. По дням недели ДТП чаще регистрируются с пятницы до понедельника. По времени суток рост случаев ДТП начинается с 11-12 часов, достигает максимума к 17 до 18 часов, и проодолжает оставаться на высоком уровне до 22 часов. Самые тяжелые (по величине коэффициента тяжести и смертельного риска) травмы регистрируются от 0 до 4 часов ночи, затем в 6 часов утра, несколько ниже подъемов в 9-10, 15 и 21-22 часа.

По типу населенных пунктов из числа всех участников ДТП с участием детей, зарегистрированных за период 2001-2010 годы (всего - 5241 случай), больше всего было в областного подчинения (43,8%), в г. Минске (22,8%) и населенных пунктах (21,3%). Такая же закономерность была отмечена и в отношении количества пострадавших в ДТП детей. При этом наибольшее число погибших детей (всего - 314 детей) было зарегистрировано в населенных пунктах (45,9%), а в городах областного подчинения (32,8%). Распределение коэффициентов тяжести последствий ДТП было следующим: сельские населенные области - 12,2%, поселки городского типа - 8,7%, города районного подчинения - 5,6%, города областного подчинения - 4,3% и г. Витебск. Минск - 1,9%.

По значению дорог 54,2% ДТП произошло на республиканских трассах, на дорогах местного значения - 45,6%. Больше всего погибло детей (384 ребенка) также на республиканских трассах - 59,9%, на местных дорогах - 40,1%. Соответственно и коэффициенты тяжести составили 15,0% и 12,7%.

В отношении погодных условий были выявлены следующие особенности. Число ДПТ в ясную погоду составило 67,2%, а в пасмурную - 22,2% и значительно меньше в ненастную погоду. Соответственно и число погибших в ясную погоду составило 64,9% и в пасмурную - 22,5%. При этом коэффициент тяжести последствий был самым высоким в туман (14,3%) и снегопад (12,6%), реже в дождь (8,3%), пасмурную (8,0%) и ясную погоду (7,7% ).

В зарегистрированных в течение 10 лет ДТП с участием мальчиков было в 1,5 раза больше (4436), чем с участием девочек (2873), такое же соотношение было и в отношении погибших детей: мальчиков было 372, а девочек –241.

По отношению к транспортному средству при совершении ДТП дети чаще всего были пешеходами (50,7%), затем пассажирами (36,6%), велосипедистами (8,6%), водителями (3,7%) и редко в других участниках . Из числа погибших в ДТП дети чаще были пассажирами (51,4%), затем пешеходами (34,3%), велосипедистами (8,6%) и реже водителями (5,7%).

Основной причиной гибели и ранения детей на дорогах является незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их. Около 35-45% погибших, 20% и больше случаев - по вине детей-пешеходов, 10-15% - по вине нетрезвых водителей. В результате ДТП очень часто (20-25%) имеют место сочетанные травмы скелета с высоким риском смертности. Большая их частота наблюдается на транспортных путях с интенсивным движением.

Травматизм в детском возрасте нередко причиной инвалидности на всю жизнь. В структуре первичной инвалидности у детей в возрасте до 18 лет на последствия травм и других случаев приходится 3-5%. В течение 2000-2006 гг. показатель инвалидности составлял 0,71 на 10 тысяч детского населения (0,58-0,79). С 2006 г. отмечается динамика снижения: с 0,78 до 0,48 на 10 тысяч детского населения в 2010 году.

Памятка родителям и детям

  • Переходить дорогу только в установленных местах.
  • Даже при переходе на зеленый сигнал светофора, приучите детей смотреть по сторонам дороги.
  • На собственном примере приучите ребенка иметь при себе фликер. Если ребенок не хочет носить (это не модно, мне не нравится ит.д.) покупайте одежду, обувь, школьные рюкзаки со световозвращающими элементами.
  • Научите детей снимать наушники на месте пешеходного перехода. Даже если есть светофор, даже если посмотрел по сторонам. Освободи уши и перепроверь.
  • Желательно снимать капюшон при переходе дороги. Капюшон ограничивает обзорность. И если автомобиль можно увидеть и с ограниченной обзорностью, то велосипедиста или мотоциклиста можно и не заметить.
  • Не стойте на краю тротуара, отойдите хотя бы на шаг от бордюра. А лучше на 2 шага. Лишние 2 шага порой могут спасти жизнь.
  • Научите детей дожидаться полной остановки автомобилей. Особенно, если на дороге более 2х полос движения. Маленького пешехода может быть не видно за стоящим автомобилем. И водитель в соседней полосе может не остановиться, продолжая движение.
  • Научите детей не подбирать упавший предмет возвращаясь за ним. Лучше потом второй раз перейти дорогу и «захватить» по пути.
  • Обратите внимание детей на то, что дорогу лучше не перебегать. Лучше всего идти спокойным, бодрым шагом.
  • Обращайте внимание на то какие видео смотрит ваш ребенок. В соцсетях имеет место ролик, где ребенок «на спор» перебегает дорогу за несколько секунд перд движущимся автомобилем. Нужно проговаривать такие моменты с ребенком. Насколько это опасно. В таком случае, даже при просмотре видео ребенок не задумается о том «как бы повторить этот подвиг». Но задумается как безрассуден такой поступок.

«Тут ближе», «смотри машин нету», «подождите, я тут перебегу» и т.п. – фразы, которые не должен произносить взрослый. А если их произносит ребенок – должны пресекаться.

Бывает, что водитель завершает маневр, бывают лихачи, которые проезжают на запрещающий сигнал светофора и т.д.

Материал подготовлен в рамках работы модельного центра «Зебра» по обучению родителей основам безопасной жизнедеятельности детей.

С заботой о детях врач педиатр И.А. Гриневич